Час суда

 

 

22 мая 2019 г. рамках завершающего этапа обучения преподавателем было запланировано проведение игрового мероприятия. Студенты группы Ю-16-1 под руководством доцента кафедры предпринимательского права, кандидата юридических наук Елены Ивановой, организовали и провели игровой судебный процесс. Безусловно, этому предшествовала длительная, тщательная и интересная подготовка. Фабула дела, выданная преподавателем, предполагала вовлечение в процесс максимального количества участников и послужила отправной точкой для организации судебного процесса. Распределение участников, подготовка аудитории и костюмов, анализ произошедшей правовой ситуации, изучение материалов дела судьей и выстраивание правовой позиции по делу каждой из сторон – увлекательный процесс, в который ненадолго погрузились студенты.

 12121

Встать, суд идет!   

12222

Студенты, стоя, приветствуют судью!

123

В назначенный час в зале судебного заседания появляется судья Арбитражного суда! Как и полагается, судья, рассматривающий дело, объявил судебное заседание открытым. Эта очень важная роль была отведена Рустаму Сабитову, который пожелал рассматривать дело единолично, без привлечения арбитражных заседателей.

124

О явке участников процесса докладывала секретарь судебного заседания - Яна Григорьева. Кроме того, она осуществляла фиксацию всего судебного заседания от начала до конца. В последующем ею был подготовлен протокол судебного заседания.

125

Являясь судьей, Рустам Сабитов рассматривал дело по существу и грамотно осуществлял руководство в ходе судебного заседания, контроль за отдельными процессуальными действиями участников процесса. Четко разъяснил им права и обязанности, заслушал представителя Свердловской транспортной прокуратуры, стороны в лице Генерального директора и его представителя, представителей ФССП.

Устанавливая обстоятельства по делу, задавал интересующие его вопросы, исследовал доказательства, принимал решения по заявленным ходатайствам. В зале судебного заседания царила атмосфера спокойствия и уважения участников процесса друг к другу! Каких-либо нарушений порядка участниками процесса в ходе заседания не установлено. Поочередно судьей было предоставлено слово для выступления каждой из сторон, все участники процесса выступали стоя, не перебивали друг друга, не переходили на оскорбления и не позволяли себе двусмысленные высказывания в адрес судьи, прокурора и иных участников процесса. К суду обращались фразой: «Уважаемый суд!».

126

Каждая из сторон, готовясь к судебному заседанию, выполнила большой объем работы. На основании действующих норм материального и процессуального права стороны подготовили проекты процессуальных документов, необходимые для отстаивания своей правовой позиции по делу, изучили судебную практику, некоторые Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ. Стороны активно состязались, представляли доказательства, которые непосредственно были переданы судье в ходе судебного заседания для исследования, оценки и принятия решения о приобщении их к материалам дела. При этом, отстаивая свои интересы в Арбитражном суде, истец и ответчик обоснованно высказывали свое мнение относительно приобщения к материалам дела доказательств и возражения, относительно заявленных ходатайств. Выступление в прениях сторон заслуживает отдельного внимания, поскольку судебное следствие было окончено, и сторонам предоставлялась возможность высказать заключительную позицию по делу, учитывая все доказательства, представленные в процесс. Это также потребовало от сторон сосредоточенности, быстрого анализа представленных и имеющихся в деле доказательств, а также обоснования со ссылкой на действующее законодательство.

127 

128

130

129

131

133

134

После выступления в прениях сторон и заслушивания заключения представителя Свердловской транспортной прокуратуры, судья удалился в совещательную комнату. Никто до последнего не знал, каким же будет решение судьи.

Вынося решение, судья учитывал доводы сторон, предоставленные в качестве доказательств документы и объяснения участников, данные в ходе судебного заседания. По итогам судья вынес решение об удовлетворении исковых требований. Оглашая резолютивную часть решения, Рустам Сабитов также озвучил все требования, предусмотренные законодательством, в частности, в части разъяснения права последующего обжалования решения участниками процесса в вышестоящую судебную инстанцию.

135 

После окончания судебного заседания была дружеская беседа. Преподаватель Елена Иванова подвела итоги судебного процесса, дала свою оценку этому мероприятию, высказала определенные замечания. «Очень рада, что игровой судебный процесс состоялся. Ваша исключительно самостоятельная, тщательная подготовка по исходным материалам дела, дала свои результаты. Чувствуется, что подошли ответственно и с душой. С хорошим настроением, с задором, с огоньком в глазах! Все по-настоящему, все продумано до мелочей! Процесс Вами проведен грамотно. Вы – молодцы!», - сказала преподаватель Елена Иванова.

Кроме того, все присутствующие также обменялись мнениями и поделились своими впечатлениями. Истцы отметили свою победу. Ответчики не стали расстраиваться, что проиграли, так как это была всего лишь игра. Все участники старались, и многое для себя усвоили в процессе подготовки.

Высказывая свое мнение, студенты сказали, что: «Было интересно готовиться к делу, продумывать свою тактику, составлять процессуальные документы, пытаться предугадать доводы сторон и заранее продумать ответы на все возможные вопросы. Это очень хорошая практика для закрепления знаний, полученных на лекционных и практических занятиях по арбитражному процессу. Кроме того, это действительно формирует определенные позиции для выбора будущей профессии. Мы осознали, что осуществление правосудия, участие прокурора в арбитражном процессе, представление интересов сторон в процессе – это деятельность, которая требуют многих качеств от выпускников ВУЗов. Участие в судебных процессах не сводится просто к тому, что пришел и прочитал, заранее подготовленные документы. Это в полной мере состязательность, определенного рода нервно-психологическое, эмоциональное напряжение, потому что нужно оперативно реагировать, защищая свои интересы, ответственность за «судьбу» дела».

Подводя итоги, студенты отметили, что такая интерактивная форма изучения предмета весьма интересна, увлекательна, позволяет абсолютно по-другому взглянуть на учебную дисциплину, на судебный процесс и важность знаний, получаемых для будущей профессиональной деятельности!

136

Самая лучшая самоотдача для преподавателя - то, что выйдя за порог университета, студент не забудет того, что вкладывал преподаватель на протяжении всего учебного процесса. Кроме того, это формирование первичных навыков, способности правильно применить знания в практической деятельности.

От имени всех студентов и от себя лично, хотелось бы выразить отдельную благодарность сотрудникам УМУ, за предоставленную возможность провести игровой процесс в зале судебных заседаний.

Судьей был Сабитов Рустам,
Секретарем судебного заседания Григорьева Яна.

 137

В качестве представителя Свердловской транспортной прокуратуры, старшего помощника прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе - выступала студентка Швецова Мария.

138

Одна из сторон - истцы.
Генеральный директор ООО «Строймонтаж» - Плотников Александр,
Его представитель – Алексеева Анастасия.

 139

Другая сторона – ответчики.
Судебными приставами-исполнителями Железнодорожного РОСП - выступали студентки Зиганшина Алина, Космач Ульяна.

140